Big Bore – вот в чем секрет сноубайка? Big Bore – вот в чем секрет сноубайка?

Новости

Все новости >>>
18 Апрель 2017

Big Bore – вот в чем секрет сноубайка?

*перевод текста из журнала SnowBikeWorld (fall 2016, автор Brock Buttars)

Как создать настоящего горного жеребца

Один умный человек как-то сказал мне: «Сынок, не все лошади – жеребцы для гонок». Уверен, он заговорил об этом, после того, как нашел свисающие сорняки и землю на переднем бампере маминого Бьюика. После этого случая, у меня всегда было желание выжать максимум из всего, что имеет двигатель.

Как большинство сноубайкеров-новичков, я пришел из серьезного снегоходного эндуро в горах. Не редко мы катались в компании двух-трех турбированных снегоходов в группе. Лично я перешел с турбированного HCR 800, подготовленного для бундокинга, выдававшего 200 л/c. Так что, первый раз, когда я снял с прицепа 55-ти сильный КТМ 500 XC-W, у меня было много сомнений. Через несколько минут, погоняв по рельефу на шестой передаче, я понял, что имеет большое значение, какого уровня сам райдер, и что эта «лошадка» не создана для того, чтобы гоняться со снегоходами – кто быстрее заедет в горку. У неё совсем другое предназначение.

По ходу сезона, я все чаще замечал, что меня тянет как можно скорее нарезать самую крутую траекторию между деревьев, или залезть в ужасные расщелины, где мой бывший 200-сильный снегоход бы просто пропал (кстати, за два сезона на сноубайке, я ни разу не копал лопатой!).

А теперь дилемма: эти крутые траектории между деревьями и вправду очень классные. Но снег в этих горах (автор говорит про северную Юту) очень сухой и глубокий, особенно первые два месяца в сезоне. А набирать высоту на 50-сильном мотоцикле, это конечно не то, что на турбированном снегоходе. Я бы соврал, если бы сказал, что не скучаю по звуку ускорения турбины и характерному звуку высоких оборотов. Поэтому я для себя решил, что моей горной «лошадке» нужны еще «пони» в табуне.

 

В поисках мощи

Я начал с того, что порылся в интернете и узнал, что «серьезные» парни ездят на 520-х и 600-кубовых БигБор–комплектах (Big Bore - увеличение объема двигателя, за счет установки измененных увеличенных поршня и цилиндра). Некоторые из них устанавливали также турбо и нитро-комплекты на свои мотоциклы. Я решил во всем этом разобраться.

Мне удалось провести достаточно времени, катаясь вместе с Риганом Сиегом (Reagan Sieg) в прошлом сезоне, и это был именно тот человек, который знает толк в сноубайках.

Большинство из вас, наверняка уже видели в соцсетях какие штуки вытворяет Риган… очень крутые прыжки! Одна из удивительных фотографий с ездой по снегу, которую я когда-либо видел, была именно с ним, «заламывающим» сноубайк на вершине огромной горы Риверсток. Попробовав сделать пару подобных больших прыжков, я быстро понял, что обязательно нужно иметь большой запас мощности для разгона в сухом рыхлом снегу.

 

Турбо, или Нитро?

За долгие годы я понял, что в поисках правды, нужно просто взглянуть, какие технологии используют ПРО-райдеры – и это будет лучшим доказательством, работает это, или нет. Стоит понять, что обычный стоковый сноубайк позволяет тебе активно ездить между деревьями, и попробовав это, уже  просто невозможно отказаться от удовольствия карабкаться вверх под огромными ветками – для этого не нужно много мощности. Но, опираясь на опыт Сиега и чемпиона по подъему на гору Кейта Кёртиса, для доработанных турбированных сноубайков тоже есть свое место. И это место – там, где тебе хочется иметь турбину: большие открытые поляны, длинные широкие подъемы и глубочайший «пухляк».

В целом, поставить турбо – это не проблема. Проблема выявляется в коробке передач и передаточных числах самого мотоцикла. Когда ты едешь на второй или третей передаче, турбина вытягивает замечательно! Но не долго… Пока хватает той самой передачи. Без вариатора как на снегоходе, когда ты начинаешь переключать передачу, выжимаешь сцепление, вся мощь просто теряется. Повторюсь, не факт, что турбо подойдет или не подойдет именно вам – все индивидуально (Помните, «Не все лошади – жеребцы для гонок»). Тут решать нужно каждому индивидуально. Другая вещь, насчет которой я изначально сомневался – это необходимость установки нитро-систем, типо IceAge, которую мы поставили на мотоцикл-проект КТМ 450 SX-f 2016. С установленным комплектом, добавляющим 20 лошадиных сил, мотоцикл действительно стал совсем другим «зверем».   Но, как я сказал ранее, за все время катания стало понятно, что обычных 450 и даже 350 кубов – это вполне достаточная мощность для того, чтобы получить много удовольствия от сноубайка.

По большому счету, нехватку мощности начинаешь чувствовать только тогда, когда катаешься в горах на 450-кубовом кроссовом мотоцикле, который создан, чтобы ездить на «уровне моря». Он теряет около 3-4% мощности на каждые 300 метров подъема. Так, если я катаюсь на КТМ 450 SX-f, выдающим 62 «лошади» в обычных местах, то в местах моего катания, в горах, он способен только на 39 л.с. Тем не менее, удивительно, насколько на сноубайке ты остаешься быстрым и вертким даже на большой высоте, хоть и с таким маленьким количеством «лошадей» в моторе.

 

Увеличение двигателя

Изучив еще больше информации в сети, я узнал, что компания “Thumper Racing”делает 520 куб.см. комплекты для КТМ 450 SX-F, на который был установлен мой сноубайк-комплект. Я позвонил и поговорил с Тревисом из этой компании, объяснив ему свою ситуацию.  Через пару дней я уже сидел в гараже с ключами в руках, устанавливая новый увеличенный поршень.

Первое время, катаясь в снегу, я осознавал, что сделал правильный выбор. 520 позволял «воткнуть» передачу выше там, где 450 уже не вывозил. Еще одна фишка 520-го мотора в том, что мощный крутящий момент позволяет плыть по снегу на 5000, или даже 6000 оборотов, в то время как 450-ка или менее кубатурный мотор уже был бы близок к «отсечке». В какой-то момент мне показалось, что под мной дизельный тракторный мотор, которому нет равных в ущельях и на рельефе. Я был очень впечатлен, и могу сказать, что БигБор – это отличный выбор, если вы ищете отличный и сильный мотор, который будет ускоряться и тянуть даже на высоких оборотах.

Так как сегмент сноубайков продолжает развиваться, есть ощущение, что мы возвращаемся во времена, когда все пытались улучшать снегоходы, чтобы сделать их мощнее и быстрее. Но потом это прекратилось. Словно делаем шаг назад… но по факту – идем в будущее.

Все, что нужно каждому лично для себя понять на самом деле – хотите ли вы ездить на «пони», «сивом мерине» или сильном «тягоче». Лично я выбрал для себя гоночного жеребца! Каждому – свое.

 

^